Образование Министерства внутренних дел (МВД) Российской империи: структура, функции, компетенции
Манифест от 8 сентября 1802 г. об образовании восьми мини¬стерств (военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, Министерства финансов) определял функции каждого из них, прин¬ципы их взаимодействия между собой и с другими государственными учреждениями.
Основой для создания министерств стали существовавшие ранее коллегии, вошедшие в состав новых органов центрального управления. Каждое министерство получило так называемый Наказ, где определялись его задачи.
Самым большим и многофункциональным стало министерство внутренних дел. Компетенция Министерства внутренних дел и задачи, стоявшие перед ним, были определены в статье IV Манифеста о создании мини¬стерств. Согласно Статье 4 Манифеста об учреждении министерств Министр внутренних дел должен был "пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи". Таким образом, в МВД сосредотачивались полномочия по осуществлению управления в государстве, исполнению большого объема его внутренних функций.
МВД руководило всеми отраслями государственной промышлен¬ности (кроме горной): государственного строительства, торговли, поч¬той и др. В нем первоначально было образовано четыре основных структурных подразделения, так называемых экспедиций.
В компетенцию первой из них входило "заведывание делами народного продовольствия и соляной части", третья - экспедиция государственного хозяйства - занималась вопросами "усовершенствования земледелия", управляла государственными фабриками и заводами, добычей торфа, каменного угля, обеспечивала переселение крестьян на новые земли, следила за состоянием дорог. В 1806 году обе эти экспедиции МВД были объединены. Четвертая экспедиция называлась "экспедицией общественного призрения". В ее ведении были больницы, "богоугодные заведения", содержание тюрем.
Управление полицией находилось в компетенции второй экспедиции. Она называлась "экспедицией спокойствия и благочиния" и состояла из двух отделений. На первое отделение возлагались сбор сведений о происшествиях, предотвращение "ложных слухов". В задачу сельской полиции входило и наблюдение за "повиновением крестьян законной власти". Второе отделение руководило городской полицией и пожарными командами. В него также направлялись жалобы на полицию.
Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей, крупнейший государственный деятель России первой половины XIX века. Его заместителем стал личный друг Александра I П.А. Строганов. Начальником канцелярии министерства внутренних дел был назначен М.М. Сперанский. Здесь же следует отметить, что фактически все губернаторы на местах, их администрация, состояли в штатах МВД. Канцелярия МВД стала своеобразным штабом, в котором готовились проекты совершенствования деятельности, развития структуры, уточнения функций не только МВД, но и других министерств.
Министерством внутренних дел в 1804-1809 гг. издавался первый в истории страны официальный периодический журнал. Он назывался "Санкт-Петербургский журнал". В его издании принимал участие даже император Александр I. В первом разделе журнала публиковались императорские указы, распоряжения Сената, министерств. Большой общественный резонанс вызвала публикация в "Санкт-Петербургском журнале" отчетов министра внутренних дел о деятельности вверенного ему ведомства. Были обнародованы сведения о количестве умышленных убийств, самоубийств, "нечаянных смертей". Как с удивлением отмечал один из иностранных наблюдателей в России, впервые "публике раскрывались даже возмущения, вызванные неудовольствием крестьян". Во втором разделе журнала публиковались материалы об организации и деятельности государственных учреждений и, в частности, полиции, тюрем в зарубежных странах, а также статьи по вопросам права, экономики.
С 1809 по 1819 год МВД издавало официальную газету "Северная почта". Она выходила два раза в неделю и была важнейшим источником информации для большинства населения страны о событиях, происходящих в России и за рубежом. Одним из первых вопросов, которые пришлось решать руководству МВД, было материальное обеспечение служащих полиции. Они "не могли жить по средствам вследствие мизерности получаемых ими окладов", что нередко толкало их к злоупотреблением своими полномочиями. По инициативе МВД в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции: "на жалование по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи". В 1806 году на основе обобщения и анализа деятельности министерства внутренних дел В.П. Кочубей и М.М. Сперанский подготовили проект его реорганизации, утвержденный Александром I.
По сравнению с предыдущим периодом, новое распределение функций между отделениями было более сложным - проводилось не по видам полиций (сельская и городская), а по отраслям деятельности полицейских органов, что больше соответствовало централизованно-му, "министерскому" характеру управления полицией. Функции каждо¬го отделения определялись более подробно и были добавлены новые.
Некоторые функции по руководству государственным хозяйством были переданы в другие министерства и ведомства. В состав МВД вошел Почтовый департамент. Помимо экспедиций и входивших в них отделений были образованы новые структурные подразделения, так называемые “столы”. В каждом отделении было несколько столов, руководимых столоначальниками. Существенной реорганизации подверглась экспедиция спокойствия и благочиния, получившая название экспедиции государственного благоустройства. Она состояла из двух отделений и пяти столов.
• Первый стол первого отделения занимался сбором сведений о всех происшествиях, преступлениях, о прибывающих из-за границы и выезжающих из страны, контролем за "благочинием публичных зрелищ и собраний". • Второй стол следил за состоянием дорог и соблюдением порядка на них, устанавливал штаты городских полицейских команд, ночной и пожарной стражи, служителей тюрем, контролировал доставку осужденных к местам отбытия наказания, а также участвовал в организации рекрутского набора в армию. • Основной функцией третьего стола было назначение, награждение, увольнение полицейских чиновников.
Во втором отделении экспедиции государственного благоустройства рассматривались жалобы на полицию по поводу "медлительности, проволочки, насилия личного и имущественного", а также «прямого неповиновения власти и восстановления порядка. Данная структура МВД и круг его задач оставались без изменений до 1810 года. Дальнейшее развитие органов центрального управления полицией было связано с реорганизацией системы государственных учреждений в 1810-1811 гг., вошедшей в историю России, как "реформа М.М. Спе¬ранского", в ходе которой было образовано Министерство полиции.
В июле 1810 г. был издан царский манифест "О разделении госу дарственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению принадлежащих"6. В нем указывалось, что обес¬печение внутренней безопасности Империи, входившее ранее в ком-петенцию Министерства внутренних дел, должно осуществлять спе¬циальное Министерство полиции. В задачи нового министерства помимо борьбы с преступностью должны были войти: проведение рекрутского набора в армию, охрана государственных запасов продовольствия, таможенный контроль, содержание и трудоиспользование осужденных, обеспечение исправности и безопасности путей сообщения. Министерство полиции должно было также осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами в России, выполнять цензурные функции. О введении Положения о министерствах в России и создании Министерства полиции было объявлено в Манифесте "Общее учреждение министерств" от 25 июля 1811 года. В силу важности функций, возлагавшихся на Министерство полиции, для него первого было разработано и одновременно с "Общим учреждением ..." опубликовано "Учреждение и наказ министру полиции", ставшее нормативной основой его организации и деятельности. Составной частью в нем были "Правила особенной ответственности министра полиции". Действуя в "обстоятельствах чрезвычайных" (определение и условия "чрезвычайности" не давались) министр полиции мог требовать в свое распоряжение войска, причем минуя военного министра и давая непосредственные распоряжения командирам полков. Специальный параграф "Общего учреждения министерств" предусматривал освобождение министра от ответственности за превышение власти, если он действовал "в видах общей безопасности".
Первым министром полиции был назначен А.Д. Балашов, исполняющим обязанности, а фактически министром полиции, до 1819 года был С.К. Вязмитинов, который одновременно с управлением Министерством полиции был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Министерство полиции состояло из трех департаментов (Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент), а также общей и особенной концелярии министра. В компетенцию Департамента полиции хозяйственной входил контроль за соблюдением снабжения городов, особенно Петербурга и Москвы, продовольствием, пресечение спекуляции, а также надзор за смирительными и работными домами. Самым большим основным подразделением министерства стал Департамент полиции исполнительной, образованный на основе экспедиции государственного благоустройства МВД. Наряду с отбором кадров в различные полицейские службы, Первое отделение Департамента полиции исполнительной собирало статистические данные, занималось регистрацией происшествий, фактов рождения и смерти, для чего были введены специальные формы учета. Второе отделение осуществляло надзор за проведением следствий по уголовным делам, а также "полиции дел судных", контролировало исполнение полицией судебных приговоров. Третьему отделению было поручено содействовать в организации и проведении общих ревизий губерний. На него возлагались также содержание земского ополчения (милиции), поимка дезертиров и другие задачи. Медицинский Департамент ведал санитарным надзором, организацией мер по предотвращению эпидемий и эпизоотии, снабжением лекарствами.
В Министерстве полиции для ведения секретного делопроизводства была образована Особенная канцелярия при министре. Она выдавала заграничные паспорта, регистрировала иностранцев, проводила постоянную цензурную ревизию, выполняла личные поручения мини¬стра. Особенная канцелярия министра полиции занималась не только секретным делопроизводством, но и выполняла функции политической полиции, что обусловило ее превращение из вспомогательного, техни¬ческого органа министерства, как было предусмотрено в "Общем уч¬реждении министерств", в одно из важнейших его подразделений. Выполняя функции политической полиции, обладая не меньшей самостоятельностью, чем департамент министерства, Особенная канцелярия расширялась и к 1819 году состояла из трех подразделений "столов", и секретной части.
• Первый "стол" занимался вопросами выезда за границу и въезда в Империю как российских, так и иностранных подданных, слежкой за иностранцами. • Второй "стол" собирал "сведения о книжных лавках и типографиях", о привозе из-за границы книг и картин. • В компетенцию третьего "стола" входил надзор за религиозными сектами, "подозрительными бродягами". • Секретная часть Особенной канцелярии контролировала "размещение по городам высланных из столиц", организовывала слежку за политически неблагонадежными лицами. Занималась она и делами о злоупотреблениях чиновников полиции.
Образование Министерства полиции с неудовольствием было воспринято многими государственными и общественными деятелями. Прежде всего, вызвало раздражение предоставление министерству полиции права контролировать местные органы других министерств, что ставило его как бы над местными учреждениями. Полицмейстеры, городничие и уездные исправники по-прежнему подчинялись губернаторам, подкотрольным по вопросам полиции, а по другим вопросам – МВД. Т.О. С созданием Министерства полиции в местном управлении возникло двоевластие. Что усложнило и запутало взаимодействие местных органов, привело к увеличению потока жалоб и обвинений во взяточничестве. Кроме того, проведенные по распоряжению царя ревизии полицейских учреждений выявили в них массу недостатков.
Поэтому Министерство полиции в 1819 г., объединили с МВД.Общая канцелярия Министерства полиции сливалась с общей канцелярией МВД. Особенная канцелярия министра полиции и цензурный комитет также вошли в МВД. В МВД подверглось изменениям его основное подразделение, непосредственно руководившее полицейскими органами - Департамент полиции исполнительной. Была расширена канцелярия директора департамента, образован счетный стол, увеличены оклады чиновникам. После данной реорганизации существенных изменений в структуре МВД, его функциях, компетенции до конца царствования Александра I не происходило. Исполнение МВД административно-полицейских и некоторых хозяйственных функций рассматривалось как "основанное на здоровом понимании государственных дел в их взаимной связи". Потрясением для монархии стало восстание декабристов, целью которого была смена государственного устройства, реорганизация аппарата управления. (В том числе и полиции. В бумагах П.И. Пестеля обнаружили проекты создания тайной полиции и использования жандармов для охраны правопорядка). На допросах арестованные декабристы приводили примеры недостатков в деятельности государственного аппарата, в том числе полиции. В частности, образование, а затем упразднение Министерства полиции декабрист В.И. Штейнгель охарактеризовал как свидетельство "растерянности и непостоянства правительства в управлении государством". Критика злоупотреблений полиции была одним из направлений антиправительственной пропаганды декабристов.
Николай I считал, что главным недостатком в деятельности государственного аппарата, особенно на местах, является слабый котроль со стороны центральных органов власти и управления. Начальник Особенной канцелярии МВД докладывал царю о настроениях столичного общества. "Все ждут если не полного преобразования, то хоть исправления в порядке управления". Николай I не собирался проводить эпохальных реформ государственного управления, ограничившись его улучшением и созданием нового органа политической полиции. Результатом этого стало создание в июле 1826 г. III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцеля¬рии, ставшего новым органом политической полиции. Ее исполнительной структурой стала жандармерия. Чиновники Особенной канцелярии министра внутренних дел во главе с ее начальником были переведены в состав III Отделения СЕИВ канцелярии. Таким образом, из компетенции МВД были изъяты функции политической полиции. Главноуправляющим III Отделения был назначен граф А.Х. Бенкендорф, ставший одновременно и шефом жандармов. III Отделение объявлялось органом "высшей полиции". Это означало, что в сферу его задач входят вопросы обеспечения государственной безопасности: сбор сведений о религиозных сектах и расколах, антиправительственных организациях, слежка за иностранцами, борьба с фальшивомонетничеством. К функциям III Отделения относилось составление для императора ведомостей о "всех без исключения происшествиях", а также статистических сведений "до полиции относящихся". В указе о создании III Отделения не говорилось о том, что контроль за деятельностью местного административно-полицейского аппарата возлагается на жандармерию, но об этом неоднократно упоминалось в секретных жандармских инструкциях. Последнее, а также то, что жандармские офицеры, более независимые от местной администрации, сообщали в III Отделение о недостатках в ее деятельности, в том числе в области охраны порядка, породило серьезные трения между МВД и III Отделением.
III Отделение в докладах императору обращало внимание на недостатки в организации и деятельности полиции, конкретных руководителей полицейских учреждений. Руководство МВД, в свою очередь, стремилось подчеркнуть промахи в деятельности III Отделения. Более чем полувековое (с 1826 по 1880 г.) параллельное существование органов руководства политической и общей поли¬цией сопровождалось постоянным соперничеством III Отделения и МВД. В 1847 г. министерство провело ревизию полицейских учреждений в 27 (т.е. в более чем половине губерний страны) и только в трех из них состояние полиции было признано удовлетворительным8. К наиболее типичным недостаткам относилась низкая эффек¬тивность и оперативность деятельности сельской полиции, определяе¬мая прежде всего тем, что на уезд, сельское население которого не¬редко превышало 100 тыс. человек, приходилось всего 5-6 штатных полицейских чиновников. Малочисленность и перегруженность сельской полиции админист¬ративно-хозяйственными функциями обусловливали то, что прове¬дение следствия, приведение в исполнение наказания за мелкие преступления и административные правонарушения осуществлялись ею с большими проволочками и недостатками.
В Министерстве внутренних дел стал рассматриваться вопрос о полицейской реформе. Но так как ее проведение должно было затронуть и другие сферы государственно-правовой системы, что не входило в намерения императора Николая I, к ее осуществлению при¬ступили значительно позже, - в начале 60-х годов XIX в.
1850 г. в истории Министерства внутренних дел произошло свое¬образное знаменательное событие - первое сокращение штатов этого учреждения, что было проявлением новых усилий императора Нико¬лая I в укреплении дисциплины и повышении эффективности управ¬ления. Сокращение штатов всех Департаментов закончилось благо¬получно для чиновников Министерства внутренних дел. Число чинов¬ничьих должностей в МВД было сокращено на 17 и составило 270 штатных единиц. Таким образом в начале XIX века впервые в истории Отечества создали единый орган управления, объединивший полицию империи. Однако хаотичное смешение функций в его сфере деятельности не дало возможности качественного управления органами охраны правопорядка. Как показали события 1825 г., российская система охраны правопорядка оказалась не в состоянии успешно бороться с крупными антигосударственными преступлениями.